воскресенье, 30 октября 2016 г.

Этнические общности. Межнациональные отношения

Конфликт происходил 1-12 января 1994 в Чьяпасе - штат на северо-востоке Мексики. Конфликт представлял собой восстание сапатистов. Сапатисты - приверженцы леворадикального движения в Мексике (Сапатистская армия национального освобождения). Это движение зародилось в конце 80-х 20 столетия.  По сути, Чьяпаский конфликт стал единственным военным противостоянием сапистов. В январе 1994 они создают оппозиционную партию и проводят ненасильственные акции давления на правительство.
Данный конфликт можно отнести к культурно-экономическим. Конечно, в учебнике нет такой классификации. Но сейчас я объясню, почему именно так стоит относиться к конфликту в Чьяпасе. В 80-90-е годы правительство Мексики проводит экономическую политику, направленную на усиление промышленности и привлечения иностранного капитала. Мексика на пути подписания североамериканского соглашения о свободной торговле, которое вынудило в 1992 принять поправки в Конституцию и разрешить приватизацию общинных земель коренных народов Мексики. Сапатисты, в свою очередь, выступали против ратификации договора НАФТА, из-за принятия законов, разрешающих куплю-продажу крестьянских общинных земель. Они  требуют конституционного закрепления не только социально-культурных прав коренных народов Мексики, но и экономических прав на земли.
1 января 1994 года, в день, когда НАФТА вступило в силу, вспыхнул вооружённый мятеж во главе с Сапатистской армией национального освобождения (САНО). Восстание было направлено против общественной изоляции коренного населения, поправок 1992 года к Конституции и ожидаемых результатов НАФТА, сапатисты потребовали социальных, культурных прав и прав на землю.
Конфликт в  Чьяпасе решен?
Вооруженное восстание 1994 года приостановилось через двенадцать дней и больше никогда не возобновлялось. Понятно, что оно и не будет возобновлено, пока мексиканская армия или вооруженные правые не проведут массированную атаку на автономные сапатистские общины. С другой стороны, мирные соглашения с мексиканским правительством — так называемые «сан-андресские соглашения», предусматривающие признание автономии общин коренного населения, — остались только на бумаге. Мир настолько шаткий, что попытки сапатистов повлиять на власть повторялись.
В 2001 году сапатисты предприняли мирный поход на столицу в надежде заставить мексиканский Конгресс издать законы, соответствующие содержанию «соглашений». Марш произвел впечатление, но Мексиканский Конгресс никак не отреагировал.
В 2005 сапатисты развернули «новую кампанию»: попытались объединиться в союз с группами из других провинций с более или менее схожими целями — снова было зрелищно, но никаких изменений в текущей политике мексиканских властей не произошло.
В 2006-м сапатисты категорически отказались поддержать близкого к левым взглядам кандидата в президенты Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Это вызвало наиболее сильные разногласия между сочувствующими сапатистам в Мексике и в остальной части мира.

Ситуация в Чьяпасе сегодня.
Сапатистам в Мексике фактически удалось создать автономные индейские общины, которые уверенно существуют, несмотря на постоянные угрозы мексиканской армии. Впечатляет сложность политической организации этих общин и решительный настрой их обитателей. Однако, сколько они просуществуют при отсутствии серьезных политических изменений в Мексике, особенно в свете того, что давление на права индейцев в области самоуправления возрастает, — это вопрос открытый.

1 комментарий:

  1. Ксения, мне нравится Ваш индивидуальный подход к ведению тетради. Однако три эти темы изучались в разное время. А они у Вас опубликованы в один день, да ещё и не по порядку. Не забывайте о своевременности.

    ОтветитьУдалить