Мифология и первые философские учения тесно связаны с представлениями людей о мире. В основе мифа лежит общественное сознание.
Миф - представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов, обобщенное сознание древнего общества.
Презентация: Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях
Классификация мифов:
Миф - представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов, обобщенное сознание древнего общества.
Презентация: Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях
Классификация мифов:
- антропологические (о героях);
- космогонические (о происхождении космоса, его частей и человека);
- теологические (о богах);
- эсхатологические (о конце света).
Функции мифа:
- имел этический, назидательный смысл,;
- обосновывал и оправдывал существующий образ жизни людей,;
- объявлял происхождение человечества;
- был источником духовных традиций.
Древняя Индия:
Первый источник религиозно-философской мудрости - ведическая литература.
Веды - религиозные тексты древних арийцев. (первая половина I тыс. до н. э.)
Упанищады - ведийская литература религиозно-философского характера.
Идеи:
- человеческое общество устроена по аналогии с миром богов;
- учение о карме;
- социальные группы общества: варны и касты;
- сначала появилось НЕЧТО, потом ДЫХАНИЕ, при их сложении получилась ВСЕЛЕННАЯ;
- мир состоит из: 1) мир богов, 2) мир людей, 3) мир животных, духов, демонов.
Касты определялись по этнической и конфессиальной принадлежности:
- Брахманы - жрецы, мудрецы, толкователи вед;
- Кшатрии - воины;
- Вальши - земледельцы;
- Шудры - слуги;
- Неприкасаемые - дно общества.
Буддизм:
Положения:
- мир полон страданий;
- причина страданий - жажда удовольствия;
- чтобы устранить страдания, устрани жажду;
- "восьмеричный" путь для устранения страданий.
Древний Китай:
Даосизм, конфуцианство - национальные религии.
Даосизм:
Положения:
- мир состоит из: 1) мир природы, 2) мир человека, 3) космос;
- человек должен преодолеть расколотость мира на две части: инь и ян;
- инь - разрушение, луна, женское начало;
- ян - свет, солнце, мужское начало;
- учение о дао (путь)
- усилие - плохо
- мир - священный сосуд;
- человек должен следовать естественном ходу вещей.
Конфуцианство:
Положения:
- идеал - благородный человек;
- гармония достигается через личное благородство;
- человек сам создаёт свой дао;
- 5 добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество;
- человек живёт не для себя, я для общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий