Средневековье:
Эпоха Возрождения:
Человек становиться объектом обсуждений.
Никколо Макиавелли (1469-1527):
учение о механике правления:
- государь может быть плохим;
- основа государственной власти - грубая сила;
- суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы;
- природа человека неизменна.
Томас Гоббс (1588-1679):
- "война всех против всех";
- идеальная форма правления - монархия;
- природа человека неизменна;
- начало государственности - общественный договор.
Джон Локк (1632-1704):
- нецелесообразность концентрации верховной власти в одних руках либо в одном органе;
- теория разделения власти: законодательная, исполнительная;
- луди рождаются без врождённых идей.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755):
выделил третью независимую ветвь власти - судебную.
Эпоха Просвещения:
Философы-просветители возвышали человека.
Вольтер (1694-1778):
- "из всех живых существ человек наиболее совершенен";
- критика религии;
- человек должен стремиться к лучшей жизни в реальном обществе, а не в загробной жизни;
- просвещенный, образованные люди становятся более нравственными;
- создал учение о идеальном правителе.
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Экономические учения:
Томас Манн (1571-1641): приверженец меркантилизма.
- основа экономики - внешняя торговля;
- обязательный государственный контроль над экономической деятельностью;
- государство вмешивается в деятельность сельского хозяйства.
Франсуа Кенэ (1694-1774): основоположник школы физиократов.
- источник богатств - земля;
- основа экономики -сельское хозяйство;
- не вмешательство государства в экономику.
Адам Смит (1723-1790): основоположник классической английской политэконимии
- каждый, преследуя свою личную цель, помогает тем не менее выполнению общественно значимых целей;
- образ "невидимой руки рынка" - механизм самонастройки рыночной экономики;
- господство частной собственности;
- невмешательство государства в экономику;
- источники доходов: рента, заработная плата, прибыль.
Все экономические школы объединяет одно понятие -источник богатства. В меркантилизме - это торговля, у физиократов -сельское хозяйство, в классической политэкономии - рыночная система+частная собственность.
Становление общественных наук:
Огюст Конт (1798-1857): ввёл термин "социология"
- основной фактор развития -духовный рост;
- "социальная статистика" (состояние общества, его основные структуры);
- "социальная динамика" (общественные изменения);
- создал иерархию основных наук.
- первым применительно в обществ использовал понятие системы, института, структуры;
- идея об усложнении общественной организации с развитием человечества.
Справедливое общество и пути к нему:
Ранние утописты:
- Томас Мор (1478-1535): написал книгу "Утопия";
- Томмазо Кампанелла (1568-1639): создал "город Солнца".
Анри Сен-Симон (1760-1825): поздний утопист
- труд -обязанность каждого;
- частная собственность возможна, но главное ей не злоупотреблять;
- общность интересов всех граждан.
Шарль Фурье (1772-1837): продвигал идеи утопического социализма
- путь к новому обществу лежит через развитие производства, науки и просвещения народа;
- экономическая система в государстве - плановая экономика;
- критика капиталистического строя.
Марксистское учение:
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)
- основа общества - материальное производство;
- экономическая сфера жизни общества - базис, остальные - надстройка;
- капитализм должен смениться коммунистической формацией;
- "каждый - по способностям, каждому - по потребностям";
- труд должен перестать быть средством к жизни, а должен стать первой потребностью в жизни.
Социально-философская мысль XX века:
Технократизм:
представители: Джон Гэлбрейт (1908-2006), Дэниел Бел (1919-2011), Элвин Тоффлер (1928)
- решающий фактор общественного развития - техника, производственные технологии;
- власть принадлежит технократам - людям, владеющим научно-техническими знаниями;
- появляется недооценивание культурной сферы жизни общества.
Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире.
представители: Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Карл Ясперс (1883-1969).
- историчность существования человека заключается в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться;
- человек в состоянии выйти из конкретной ситуации и стать свободным;
- свободу обретают, направляя свою жизнь на нечто;
- направленность на Бога -религиозные экзистенциалисты;
- направленность на собственную субъективность - условно говоря, атеистический экзистенциализм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий